Вопрос для математиков. В 1957 году некий человек ввёл термин "когнитивный диссонанс". В Википедии указанный термин разъясняется так: "Когнитивный диссонанс (от англ. слов: cognitive - "познавательный" и dissonance - "отсутствие гармонии") - состояние психологического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений". Когнитивный диссонанс возникает у ребёнка, знакомого с понятием "много", когда ему сообщают, что в множестве $%\varnothing$% ничего нет. Какие ещё математические примеры когнитивного диссонанса вы знаете? задан 3 Июл '13 9:51 Галактион |
А у не русских детей "когнитивный диссонанс" не возникает? Я так предполагаю, что, возможно, и у детей некоторых других национальностей проявляется "когнитивный диссонанс":))). отвечен 3 Июл '13 10:39 Anatoliy Я не уверен, что когнитивный диссонанс возникает у английского ребёнка, знакомого с понятием "many", когда ему сообщают, что в set $%\varnothing$% ничего нет.
(3 Июл '13 10:53)
Галактион
|
Насколько я знаю, в русском языке термин "множество" появился в качестве кальки с немецкого Menge. Хотя сам термин прочно укоренился в математической литературе, его следует признать неудачным. Гораздо лучше ту же идею отражало бы слово "совокупность", которая вполне может оказаться пустой. Англичане и французы не стали ничего копировать с немецкого, а обошлись своими словами set и ensemble. Тем не менее, выбор когда-то был сделан, отменить его довольно трудно, поэтому в процессе обучения приходится делать пояснения типа того, что обычно во множествах действительно много элементов (типа точек на прямой), но бывают вырожденные случаи, когда элементов мало, либо их нет вообще. Здесь ещё уместно такое замечание, что над каждым термином или понятием должны стоять явные или неявные кавычки. "Множество" так же нельзя отождествлять со словом обиходного языка, как никто не отождествляет конфету "Белочка" с лесной белочкой, а универмаг "Москва" -- со столицей России. Примеров того, когда какие-то математические идеи воспринимаются не сразу, вызывая временный дискомфорт, можно привести очень много, но это нормальное положение вещей. После тех или иных разъяснений, всё обычно встаёт на свои места, если человек не продолжает из упрямства настаивать на своих "привычных" представлениях. Познание -- это по своей природе есть расширение рамок "привычного", поэтому отказ от них должен восприниматься как своего рода "успех". отвечен 3 Июл '13 13:16 falcao |
По поводу ещё примеров когнитивного диссонанса. В функциональном анализе под ядром оператора $%A:X\to Y$% понимается множество $%\mathrm{Ker }\,A=\{x\in X\Bigr|Ax=0_Y\}$%. Однако также есть понятие интегрального оператора с ядром Гильберта-Шмидта $%A:L_2(E)\to L_2(E), Ax(t)=\int\limits_E\mathcal K(s,t)ds$%, где ядром называется функция $%\mathcal K(s,t)$% отвечен 3 Июл '13 14:27 MathTrbl А кроме того - ядро ореха, пушечное ядро, ядро Земли, ядро галактики, ядро атома, ядро клетки, ядро операционной системы и т.д.
(3 Июл '13 15:20)
Андрей Юрьевич
До слов и т. д. в ответе @Андрей Юрьевич следует добавить весьма существенную деталь: ядро партъячейки - например, Гремяченского колхоза: Давыдов, Нагульнов, Размётнов
(4 Июл '13 11:11)
nikolaykruzh...
|
@Галактион, это замечательный сдвиг в Вашем мировоззрении, что Вы нашли возможным обратиться ко всем математикам мира, а не только к математикам России (а точнее: конкретно к РУССКИМ математикам). Зазорного в этом ничего нет, а польза - огромная! В том, что Вы - русский, а @falcao - украинец, сама математика не усматривает для себя никакого неудобства - напротив, ей радостно, что её дети - это дети всего мира, с любовью относящиеся друг к другу. Очень хороший знак с Вашей стороны! "Кто старое вспомянет, тому глаз вон"