Я нашла у знака равенства порядка десяти различных "смыслов", т.е. различных употреблений в математической речи. Например:
Согласны ли вы с этой классификацией? Существуют ли другие способы использования знака "="? задан 29 Мар '12 23:34 DocentI |
Включусь в обсуждение. Любая классификация носит иерархический характер (живые существа делятся на растения и животных, животные делятся, в свою очередь, на типы, каждый тип на классы и т.д.). Если подойти с этой точки зрения к знаку равенства, то на верхнем уровне такой иерархии я вижу разделение на две большие группы
Принципиальная разница между этими группами состоит в том, что первая группа имеет смысл декларации, объекты соединяемые знаком равенства, равноправны. Вторая же группа предполагает неравноправие объектов. Это хорошо коррелирует с тем, о чем я говорил, когда мы обсуждали теорию множеств: если любой элемент рассматривать как "неоднородную совокупность", т.е. собственно элемент + все его свойства, включая все имена, то вторую группу нужно рассматривать как процесс добавления в "неоднородную совокупность" нового имени. Кстати, в маткаде, входной язык которого наиболее близок к "естественному" математическому языку, проблема этих двух смыслов сразу же возникла и для ее решения пришлось ввести 2 знака равенства - обычный и "булев" (утолщенный). отвечен 27 Апр '12 16:02 Андрей Юрьевич |
Равенство множеств. Равенство геометрических фигур. отвечен 30 Мар '12 14:43 ASailyan Да, хорошо! Равенство множеств я бы "присоединила" к числовым равенствам, т.к. сравниваются фиксированные объекты в смысле полной идентичности.
(30 Мар '12 19:25)
DocentI
|
Весьма оригинальный вопрос. Только вот беда - все перечисленные "смыслы", исключая пп. 5 и 8, суть один и тот же смысл (математический), используемый в различных фразах. Так, например, в предложениях "Дом строится" и "Дом заселяется" слово "дом" имеет один и тот же смысл, хотя "дом заселяющийся" и "дом строящийся" - суть разные вещи.
У Вас в п.1 равенство означает совпадение двух объектов, которые обозначены различными именами (определенными термами). Само по себе запись типа "тютька"="тятька" не предполагает, что слева и справа от равенства записаны имена одного объекта, но такая запись является истинным предложением только в этом случае. Ровно то же самое и п.9. Чем отличается равенство двух дробей 1/2=2/4 от равенства неопределенных интегралов? Только тем, что рациональные числа являются классами "равных" дробей, а неопределенные интегралы классами функций (элементы фактор-группы группы интегрируемых функций по подгруппе постоянных), которые никто не называет "равными".
В пунктах 2, 3, 4, 6, 7 Вас речь идет о различных атомарных формулах с символом равенства и свободными переменными. Такие формулы называются открытыми и не могут быть ни истинными, ни ложными, но они становятся таковыми, если для переменных задать значения (интерпретацию). Сами по себе такие записи не знают, какую роль им уготовил человек их исполнивший. Но школьные навыки внесли свою лепту в постановку здешнего вопроса: в заголовке вопроса "знак равенства" (символ, конечно, математический) путается со словом "равенство", понимаемым как термин русского языка (элемент метаматематического арго)- название вида математических формул. Невольно вспоминаем школьное: "уравнением называется равенство, содержащее..." . В математическом жаргоне формулы со свободными переменными обычно называют определениями. При этом уравнение, как правило служит краткой записью задачи об отыскании объекта (часто таким объектом является множество чисел), который определяется этой формулой. Но само уравнение не знает, для чего его написали и вполне может считать себя как условием, налагаемым на пару чисел, так и определением функции и даже приравниванием переменной и функции.
В пункте 5, как я понял, речь идет об использовании символа "=" для оператора присваивания в некоторых алгоритмических языках. Это, действительно, совсем иная семантика символа, которую, впрочем, нельзя считать вполне математической. Т.к. здесь это уже элемент предметного языка, тогда как в математике более популярна эголитарная трактовка - символ равенства считается логическим и аналогичен символам дизъюнкции, конъюнкции, кванторам, переменным, хотя и служит для записи предметных атомарных формул.
В пункте 8 символ равенства обычно используется как удобная аббревиатура в математическом арго (в русском или ином) - естественном языке, на котором математики говорят и пишут не о бытовых проблемах, а о своих профессиональных занятиях. Конечно, вся математическая символика вышла из аббревитур и этот выариант тоже можно считать фактом собственно математического, а не русского языка. Но тогда символ равенства будет играть ту же роль, что и всегда, но зато в математику войдут полноценные "новые" символы О (о-большое) и о (о-малое). Так что речь идет не о семантике символа равенства, а о семантике именно этих новых символов. отвечен 27 Апр '12 1:07 Museum Меня интересует методический подход. Т.е. не "смысл знака равенства" а "что мы понимаем под выражениями с равенством". Согласна, что пп. 2, 3 и 4 - оттенки одно и того же смысла. П. 5 - не только в комп. языках, напр. "Пусть $%t= 2x$%. Это еще один вариант пп. 2-4. Менее согласна присоединять туда же 6 и 7, так как в них больше нечеткости. Меня напрягает, когда с переменной в равенстве y = f(x) действуют как с функцией. Я понимаю, что такое df(x), но что такое dy? Равносильны ли равенства $%y=2^x$% и $%2^x=y$%? Почему-то никто не пишет "Пусть $%\sin x = f(x)$%, а только в обратном порядке.
(27 Апр '12 1:26)
DocentI
Согласна, что равенство дробей, неопределенных интегралов и конгруэнтных фигур - это равенство классов соответствующей факторизации. Однако на практике (особенно со школьниками) не всегда удается использовать такой "научный" подход. Так что нужны бывают некоторые разъяснения. Поэтому я бы выделили такие равенства как "трудные".
(27 Апр '12 1:30)
DocentI
Согласна с критикой названия вопроса (темы?). Подумаю, как его переделать. Что касается того, что "интересно", а что нет - Вы наверное, не преподаете. Поэтому у Вас не возникает конфликта между точными математическими смыслами и той интерпретацией, которую им надо придавать при разговоре с заведомыми непрофессионалами, коими являются школьники и студенты.
(27 Апр '12 1:35)
DocentI
|
Замечательные ответы-уточнения, я подозревал по тексту, что речь идет о методике преподавания, но не решился так считать из-за фразы
Мне предлагают дать оценку ответам, но я не знаю, как здесь это делается. Оценка положительная. отвечен 27 Апр '12 8:41 museum В данной теме скорее я даю оценку ответам. А вообще есть значки "большого пальца" и слово "наградить".
(27 Апр '12 9:01)
DocentI
|
По моим наблюдениям, математики излагают часть сведений на сленге. Примеры $%1. \ \ x_{1,2} = \frac{-b \pm \sqrt{b^2 - 4ac}}{2a} \Leftrightarrow x \in \{\frac{-b - \sqrt{b^2 - 4ac}}{2a}, \ \frac{-b + \sqrt{b^2 - 4ac}}{2a}\} $% $%2. \ \ |x| = \begin {cases} -x, & \mathrm{if} \ x < 0 \\ x, & \mathrm{if} \ x \geq 0 \end {cases} \Leftrightarrow (x < 0 \rightarrow |x| = -x) \wedge (x \geq 0 \rightarrow |x| = x) $% $%3. \ \ \cos x = a$% Ответ: $% \ x = \pm \arccos a + 2 \pi k, \ k \in Z $% $%\Leftrightarrow \cos (x) = a \leftrightarrow \exists k (k \in \mathbb{Z} \wedge x \in \{2 \pi k - \arccos (a), \ 2 \pi k + \arccos (a)\}) $% Сленг возникает естественно. Примеры $%1. \ \ \forall_{\{x,y\} \ \subseteq \ \{Adam, \ Eve\} \ \wedge \ x \ \neq \ y} (x$% loved $%y) \Leftrightarrow$% Adam loved Eve, and Eve loved Adam. $%\Leftrightarrow$% Adam and Eve loved each other. $%2. \ \ \forall_{\{x,y\} \ \subseteq \ \{Alice, \ Beatrice, \ Clarice\} \ \wedge \ x \ \neq \ y} (x$% loves $%y) \Leftrightarrow$% Alice, Beatrice, and Clarice love one another. $%3. \ \ \exists_{\{x,y\} \ \subseteq \ \{Adam, \ Eve\} \ \wedge \ x \ \neq \ y} (x$% loved $%y) \Leftrightarrow$% Adam loved Eve, and/or Eve loved Adam. $%4. \ \ \exists_{\{x,y\} \ \subseteq \ \{Adam, \ Eve\} \ \wedge \ x \ \neq \ y}^{= 0} (x$% loved $%y) \Leftrightarrow$% Neither Adam loved Eve, nor Eve loved Adam. $%5. \ \ \exists_{\{x,y\} \ \subseteq \ \{Adam, \ Eve\} \ \wedge \ x \ \neq \ y}^{= 1} (x$% loved $%y) \Leftrightarrow$% Either Adam loved Eve, or Eve loved Adam. отвечен 27 Апр '12 10:02 Галактион Я даже догадываюсь, почему они это делают. Почитав Ваши ответы...
(27 Апр '12 10:09)
DocentI
Я так и не понял - сленг слева или справа?
(27 Апр '12 18:24)
Андрей Юрьевич
Местонахождение сленга зависит от "точки зрения" ("системы отсчёта") наблюдателя. Сравните: 1) "Я провалился на экзамене [по основаниям математики]." <=> "Я не сдал экзамен [по основаниям математики].", 2) "Я не провалился на экзамене [по основаниям математики]." <=> "Я сдал экзамен [по основаниям математики].".
(27 Апр '12 22:31)
Галактион
И что из вышенаписанного сленг, а что не сленг?
(28 Апр '12 1:00)
Андрей Юрьевич
|